Логистические информационные системы

Логистическая информационная система(ЛИС) – интерактивная структура, состоящая из программно-технических средств, регламентов (процедур/технологий) и персонала, которые объединены связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС.

ЛИС является более высокой степенью интеграции программных решений и включает в себя не только корпоративную информационную систему (КИС), но также распределение продукции, закупку сырья и материалов и их транспортировку, что выходит за рамки автоматизированных функций КИС.

Рис.9.3. Эволюция развития методологических концепций ИС

по степени интеграции управляемых ресурсов

Существуют сложившиеся методологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируются в зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов (рис.9.3).

С точки зрения определения методологического контура ЛИС особую важность приобретает вопрос сравнительного анализа данных концепций с позиций адекватности уровню интеграции информационного пространства логистики (табл.3).

Таблица 3 Сравнительный анализ концепций ИС

Тип концепции Содержание данного типа
концепции
Оценка адекватности отражения
особенностей ЛИС
Система MRP/DRP (Material Requirements PlanningDistribution Requirements Planning) Система автоматизации процесса планирования потребности / распределения материальных ресурсов Не отражает требования рационального управления всеми видами ресурсов
Система MRPII/DRPII
(Manufacturing Resources Planning/Distribution Resources Planning)
Интегрированная методология планирования / распределения материальных и производственных ресурсов:
MRPII=MRP+СRP,
где СRPCapacityResources Planning– планирование потребности в производственный мощностях
Не содержит анализа и планирования финансовых ресурсов организации, в силу чего нарушается комплексность охвата всех звеньев системы
Система ЕRP
(Enterprise Resources Planning)
Интегрированная методология управления всеми ресурсами организации:
ERP=MRPII+FRP,
где FRPFinance Resources Planning
Не отражает системы поставки и распределения готовой продукции за рамками организации
Система CRM
(Customer Relationship Management)
Интегрированная методология управления взаимоотношениями с заказчиками (потребителями) или маркетинга отношений Не взаимоувязана с другими модулями информационной системы
Система CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) Интегрированная методология управления ресурсами организации, синхронизированная с потребностями рынка (покупателя), что дает возможность интегрировать взаимоотношения «потребитель — предприятие» во внутренние бизнес-процессы организации:
CSRP =ERP +CRM
Не включает систему поставок между организациями
Система SCM
(Supply Chain Management)
Интегрированная методология управления цепочками поставок, по которым товар из сырья превращается в готовое изделие, а затем через систему продаж попадает к конечному потребителю:
SCM =CSRP + поставки
Адекватно отражает основные особенности ЛИС
Система ЕRPII
(Enterprise Resource and Relationship Processing)
Интегрированная методология управления внутренними ресурсами и внешними связями организации:
ЕRPII =ERP +CRM +SCM
Наиболее адекватно отражает особенности ЛИС
Система IRP
(Intelligent Resource Planning)
Перспективная концепция, охватывающая все задачи автоматизированного управления ресурсами организаций на базе систем управления знаниями и нейронных сетей В настоящее время не имеет программно- технологической реализации

Функциональность ЛИС


Вторым важным вопросом построения ЛИС является ее функциональность (функциональная структура).

Специфика ЛИС определяется тем, что управление потоками осуществляется как в пределах бизнес организации, так и между разными участниками логистической цепи. В связи с этим разделяют два вида информационных потоков, которые пронизывают систему (рис.4):

1. стратегический (координационный);

2. оперативный.

Как видно из рис.4, стратегический(координационный) поток включает следующие ключевые функции ЛИС:

1. стратегический план (стратегические цели);

2. план загрузки мощностей (ограничения по мощности);

3. логистический план (потребности логистики);

4. производственный план (производственные потребности);

5. план снабжения (потребности снабжения).

Рис.4. Виды и структура информационных потоков ЛИС

Стратегический план(стратегические цели). Объектами стратегического планирования ЛИС являются:

· клиентская база и целевые рынки компании;

· номенклатура продуктов и услуг (в том числе новых);

· финансовые стратегические цели (валовой доход, объем производства и продаж, себестоимость продукции и услуг, уровень доступных трудовых и капитальных ресурсов),

План загрузки мощностей(ограничения по мощности). Ограничения по мощности есть результат нехватки как внутренних, так и внешних производственных, складских и транспортных ресурсов. Ограничения по мощности диктуют, где, когда и сколько производить, хранить и транспортировать применительно к каждому продукту.

Логистический план(потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности, запасы, транспортные и трудовые ресурсы. Планы логистических потребностей должны составлять единое целое как с установленными ограничениями по мощности, так и с планами производственных потребностей.

Производственный план(производственные потребности). Производственные потребности определяют графики использования производственных ресурсов и диктуются необходимостью повседневной расшивки «узких мест» в системе управления материальными потоками.

План снабжения(потребности снабжения). Потребности снабжения складываются под воздействием ограничений по мощности, потребностей логистики и производства и представляют собой долгосрочные планы пополнения запасов, поставок и грузополучений. На основе этих планов проводят переговоры и заключают контракты о графиках поставки сырья и материалов.

Оперативный потокпредполагает информационную поддержку следующих функций:

1. управление заказами;

2. обработка заказов;

3. распределение;

4. транспортировка и грузопереработка;

5. снабжение.

Управление заказамивключает в себя прием заказов от потребителей и предоставление последним информации о текущем состоянии заказа.

Обработка заказовзаключается в распределении наличных запасов между открытыми заказами на поставки и пополнением запасов.

Распределение. Данная функция представлена теми процедурами логистики, которые ведают работой распределительных центров, включая прием продукции на хранение, перегрузку, складирование и комплектование грузов для отправки.

Транспортировка и грузопереработка. Это планирование и обеспечение транспортировки грузов и сопутствующих операций, в том числе: планирование и составление графиков отгрузки, консолидация грузов в крупную партию для совместной транспортировки, нотификация и маркировка грузов, оформление транспортной документации и управление грузоперевозками.

Снабжение. Данная функция ЛИС ведает подготовкой, обновлением и размещением заказов на закупку, а также контролем за качеством работы поставщиков. В интегрированной логистике на информационную поддержку снабжения ложится задача контроля и координации приема и отгрузки запасов, чтобы оптимизировать графики использования производственных, транспортных и людских ресурсов.

На стыке стратегического и оперативного потоков ЛИС располагается комплексная функция – размещение запасов и управление запасами. Роль данной функции заключается в планировании потребностей и управлении запасами готовой продукции от этапа производства до этапа доставки готовой продукции потребителям. Принимаемые здесь решения описываются формулой «где, когда и сколько».

Типовые процедуры функции «размещение запасов и управление запасами»:

1. анализ прогнозов и моделирование;

2. накопление и обновление данных о прогнозах;

3. выбор параметров прогноза;

4. выбор техники прогнозирования;

5. выбор параметров управления запасами;

6. моделирование запасов;

7. планирование потребностей в запасах;

8. интеграция данных и стимулирования продаж;

9. формирование, размещение и календарное планирование заказов на пополнение запасов;

10. определение целевого уровня обслуживания потребителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *